Психология религии


Во избежание психологического травматизма не рекомендуется знакомиться с нижеприведенным материалом верующим людям.

В науке есть определенные историко-культурные концепции описывающие возникновение религии в обществе. Однако, путь «прихода к богу» индивидуального человека разработан мало. Речь идет о психологии, которой, по большому счету, должно быть до лампочки есть ли или нет на самом деле бог, но которая никак не должна обойти вниманием вопросы: у каких людей возникает вера в бога? зачем человеку бог? когда возникает вера в бога? и т.д.

Вкратце и упрощенно можно сформулировать психоаналитические и тифоаналитические ответы на эти вопросы.

* Отношения которые устанавливает человек с образом бога – это зависимые отношения, аналогом которых в его реальной биографии является только детско-родительские отношения. Бог – это с одной стороны, удовлетворяющая желания, безусловно любящая, а с другой стороны контролирующая, наказующая инстанция. Фрейд справедливо предположил и психоаналитически доказал, что на образ бога человек проецирует фигуру отца. Следовательно вера в бога – инфантильна и регрессивна.

* В отношениях человека с богом доминирует дискурс удовлетворения желания: хочу этого, хочу того, сделай так, сделай эдак, помоги, не обессудь за слабость и т.д. Поэтому идея бога (потребность в боге) более вероятностно возникает в тех головах, носители которой проявляют неспособность в активном и самостоятельном удовлетворении своих желаний. Если я хочу яблоко и способен сам сорвать его с дерева, то мне не нужен бог. Если же я не способен этого сделать, но тем не менее очень хочу яблоко, то для сохранения душевного комфорта я придумаю себе бога, сяду под деревом и буду молиться ему и верить, что яблоко скоро само упадет волшебным образом прямо мне в рот.

* Вера в бога – это возрастозависимая характеристика. Чем старше человек, тем вероятнее обнаружить в его голове веру в бога. Ребенку не нужен бог (у него есть родитель), подростку не нужен бог (его активность прет настолько, что он способен сам удовлетворять многие безумные цели), молодому человеку не нужен бог (он также не менее активен, для того чтобы не надеяться на покровителей, а самостоятельно выбирать профессию, делать карьеру, обеспечивать семью и т.д.). Эта возрастная категория в большей степени опирается на внутренний локус контроля и активно делает свою жизнь, а не жизнь делает их. Но стареющий человек прогрессивно теряет способность активности и с возрастом оказывается все более зависим от обстоятельств. Поскольку эти обстоятельства все менее подвластны его контролю, а иногда все более не предсказуемы, то вера в бога как защитника от тягот судьбы, как посылающего беды с какой-то мудрой целесообразностью и т.д. становится весьма привлекательной для разума.

* И последнее на что важно обратить внимание, это особенность психологии монотеизма. Многобожие психологически давало больше человеку свободу – он мог задобрить одних богов, взять себе в союзники одни потусторонние силы для борьбы с другими и пр. Монотеизм лишил человека возможности. В его условиях у человека нет возможности победить одно божество с помощью другого. Потому единственное, что остается это полюбить бога и тем самым его обезвредить (победить). Не случайно теоретики религии уделяют большое значение некой иррациональной безусловной любви к богу. В этом мне видится значительная роль защитного механизма реактивного образования.

В обозначенных аспектах психологии веры, мы, конечно, упускаем из внимания культурологические и социальные влияния. Если человек с рождения воспитывается в религиозной семье и все его окружение религиозно, то, естественно, что бог изначально становится одним из персонажей его сознания. Но вместе с тем, в зависимости от обстоятельств, он может жить как на задворках сознания и не играть большой роли, так и становиться центральной фигурой. Последний вариант как раз будет относиться к действию описанных выше факторов.